Нуа́р и Кино (фр. film noir — «чёрный фильм») — кинематографический термин, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны. Эпоха классического нуара заключена между фильмами «Мальтийский сокол» (1941) и «Печать зла» (1958). На создании нуаров специализировались режиссёры Рауль Уолш, Джон Хьюстон, Роберт Сьодмак, Отто Премингер и Фриц Ланг; свой вклад в развитие жанра внесли такие крупные мастера, как Стенли Кубрик, Орсон Уэллс, Билли Уайлдер, Николас Рэй и Альфред Хичкок. Эталонные образы частных детективов и негодяев в фильмах этого направления создали Хамфри Богарт, Дэна Эндрюс, Берт Ланкастер и Орсон Уэллс. «Роковых женщин» в нуарах играли почти все голливудские кинодивы того времени, в частности Рита Хейворт, Джоан Кроуфорд, Лорен Бэколл, Барбара Стэнвик и Джин Тирни. В сценарном плане нуар отталкивался от американской школы «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction), а в отношении кинематографии многие приёмы были позаимствованы из арсенала немецкого экспрессионизма («М» Фрица Ланга)1. Помимо самого Ланга, многие мастера нуара (Премингер, Сьодмак, Уайлдер) прошли закалку в немецком кинематографе довоенного времени. Не исключено также влияние и французского поэтического реализма2 конца 1930-х годов («Пепе ле Моко»). Фильмы нуар снимались и за пределами США — в Великобритании, во Франции и в Японии. Ранний нуар август 1940 — «Незнакомец на третьем этаже» Бориса Ингстера (часто называется первым «истинным» фильмом-нуар)910 ноябрь 1940 — «Письмо» Уильяма Уайлера январь 1941 — «Высокая Сьерра» Рауля Уолша октябрь 1941 — «Мальтийский сокол» Джона Хьюстона (эталон жанра)3 ноябрь 1941 — «Ночной кошмар» Х. Брюса Хамберстоуна декабрь 1941 — «Жестокий Шанхай» Джозефа фон Штернберга май 1942 — «Оружие для найма» Фрэнка Таттла октябрь 1942 — «Стеклянный ключ» Стюарта Хейслера январь 1943 — «Тень сомнения» Альфреда Хичкока Зрелый нуар январь 1944 — «Жилец» Джона Брама февраль 1944 — «Леди-призрак» Роберта Сиодмака июнь 1944 — «Рождественские каникулы» Р. Сиодмака август 1944 — «Когда незнакомцы женятся» Уильяма Касла сентябрь 1944 — «Двойная страховка» Билли Уайлдера и «Странники в ночи» Энтони Манна октябрь 1944 — «Лора» Отто Премингера и «Министерство страха» Фрица Ланга ноябрь 1944 — «Женщина в окне» Ф. Ланга декабрь 1944 — «Подозреваемый» Р. Сиодмака и «Убийство, моя милая» Эдварда Дмитрыка март 1945 — «Странная иллюзия» Эдгара Г. Ульмера февраль 1945 — «Площадь похмелья» Дж. Брама август 1945 — «Странное дело дяди Гарри» Р. Сиодмака сентябрь 1945 — «Милдред Пирс» Майкла Кёртиса октябрь 1945 — «Заворожённый» А. Хичкока и «Падший ангел» О. Премингера ноябрь 1945 — «Потерянный уикэнд» Б. Уайлдера, «Объезд» Э. Г. Ульмера и «Меня зовут Джулия Росс» Джозефа Х. Льюиса декабрь 1945 — «Бог ей судья» Джона М. Стала, «Загнанный в угол» Э. Дмитрыка и «Улица греха» Ф. Ланга февраль 1946 — «Джильда» Чарльза Видора апрель 1946 — «Синий георгин» Джорджа Маршалла и «Тёмный угол» Генри Хэтэуэя май 1946 — «Почтальон всегда звонит дважды» Тэя Гарнетта и «Чужестранец» Орсона Уэллса июнь 1946 — «Где-то в ночи» Джозефа Л. Манкевича июль 1946 — «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна август 1946 — «Глубокий сон» Говарда Хоукса, «Дурная слава» А. Хичкока, «Убийцы» Р. Сиодмака и «Чёрный ангел» Роя Уильяма Нила сентябрь 1946 — «Катастрофа» Ирвинга Рейса октябрь 1946 — «Тёмное зеркало» Р. Сиодмака ноябрь 1946 — «Погоня» Артура Рипли и «Подводное течение» Винсента Миннелли декабрь 1946 — «Медальон» Дж. Брама январь 1947 — «Леди в озере» Роберта Монтгомери и «Рассчитаемся после смерти» Джона Кромвелла март 1947 — «Бумеранг!» Элиа Казана, «Красный дом» Делмера Дэйвса и «Подставленный» Ричарда Уоллеса апрель 1947 — «Страх в ночи» Максвелла Шейна май 1947 — «Долгая ночь» Анатоля Литвака, «Отчаянный» Э. Манна, «Паутина» Майкла Гордона и «Рождённый убивать» Роберта Уайза июнь 1947 — «Грубая сила» Жюля Дассена и «Женщина на пляже» Жана Ренуара июль 1947 — «Мне не поверят» Ирвинга Пичела, «Одержимая» Кёртиса Бернхардта и «Перекрёстный огонь» Э. Дмитрыка август 1947 — «Поцелуй смерти» Г. Хэтэуэя и «Тело и душа» Роберта Россена сентябрь 1947 — «Подставили!» Э. Манна и «Чёрная полоса» Д. Дэйвса октябрь 1947 — «Аллея кошмаров» Эдмунда Гулдинга и «Вне подозрений» М. Кёртиса ноябрь 1947 — «Из прошлого» Жака Турнёра декабрь 1947 — «Леди из Шанхая» О. Уэллса и «Агенты казначейства» Э. Манна январь 1948 — «Тайна за дверью» Ф. Ланга и «Я всегда одинок» Байрона Хэскина февраль 1948 — «Звонить: Нортсайд 777» Г. Хэтэуэя апрель 1948 — «Безжалостный» Э. Г. Ульмера и «Большие часы» Джона Фэрроу май 1948 — «Обнажённый город» Ж. Дассена и «Грязная сделка» Э. Манна июль 1948 — «Ки-Ларго»14 Дж. Хьюстона август 1948 — «Западня» Андре де Тота и «Бессмысленный триумф» Стива Секели сентябрь 1948 — «Извините, ошиблись номером» А. Литвака, «Плач большого города» Р. Сиодмака и «Придорожное заведение» Жана Негулеско октябрь 1948 — «Восход луны» Фрэнка Борзейги ноябрь 1948 — «Он бродил по ночам» Альфреда Л. Веркера декабрь 1948 — «Сила зла» Абрахама Полонски январь 1949 — «Крест-накрест» Р. Сиодмака и «Обвиняемая» Уильяма Дитерле февраль 1949 — «Пленница» Макса Офюльса март 1949 — «Подстава» Р. Уайза и «Удар» Артура Любина апрель 1949 — «Чемпион» Марка Робсона июль 1949 — «Дом незнакомцев» Дж. Л. Манкевича август 1949 — «Окно» Теда Тецлаффа и «Слишком поздно для слёз» Б. Хэскина сентябрь 1949 — «Белое каление» Р. Уолша октябрь 1949 — «Воровское шоссе» Ж. Дассена, «За лесом» Кинга Видора и «Момент безрассудства» М. Офюльса ноябрь 1949 — «Водоворот» О. Премингера и «Они живут по ночам» Николаса Рэя Поздний нуар январь 1950 — «Без ума от оружия» Дж. Льюиса и «Дело Тельмы Джордон» Р. Сиодмака апрель 1950 — «Мёртв по прибытии» Рудольфа Мате март 1950 — «Дом у реки» Ф. Ланга и «Переулок» Э. Манна май 1950 — «Асфальтовые джунгли» Дж. Хьюстона и «В укромном месте» Н. Рэя июнь 1950 — «Ограбление инкассаторской машины» Ричарда Флейшера, «Паника на улицах» Э. Казана и «Там, где кончается тротуар» О. Премингера июль 1950 — «Где живёт опасность» Дж. Фэрроу август 1950 — «Бульвар Сансет» Б. Уайлдера «Леди без паспорта» Дж. Х. Льюиса и «Распрощайся с завтрашним днём» Гордона Дугласа сентябрь 1950 — «Переломный момент» М. Кёртиса и «Спящий город» Джорджа Шермана октябрь 1950 — «Тёмный город» У. Дитерле ноябрь 1950 — «Женщина в бегах» Нормана Фостера декабрь 1950 — «Звук ярости» Сая Эндфилда январь 1951 — «Насаждающий закон» Британи Уиндаста февраль 1951 — «Крик об опасности» Роберта Пэрриша май 1951 — «Вор» Джозефа Лоузи июнь 1951 — «Незнакомцы в поезде» А. Хичкока июль 1951 — «Туз в рукаве» Б. Уайлдера август 1951 — «Женщина его мечты» Дж. Фэрроу ноябрь 1951 — «Детективная история» У. Уайлера январь 1952 — «Скандальная хроника» Фила Карлсона февраль 1952 — «На опасной земле» Н. Рэя март 1952 — «Город в плену» Р. Уайза апрель 1952 — «Макао» Дж. фон Штернберга май 1952 — «Снайпер» Э. Дмитрыка и «Узкая грань» Р. Флейшера июнь 1952 — «Стычка в ночи» Ф. Ланга и «Афера на Тринидаде» В. Шермана август 1952 — «Внезапный страх» Дэвида Миллера ноябрь 1952 — «Тайны Канзас-сити» Ф. Карлсона декабрь 1952 — «Ангельское личико» О. Премингера январь 1953 — «Ниагара» Г. Хэтэуэя март 1953 — «Синяя гардения» Ф. Ланга апрель 1953 — «Попутчик» Айды Лупино май 1953 — «Доля секунды» Дика Пауэлла июнь 1953 — «Происшествие на Саут-стрит» Сэмюэла Фуллера август 1953 — «Город, который никогда не спит» Джона Х. Ауэра октябрь 1953 — «Ривер-стрит, 99» Ф. Карлсона и «Сильная жара» Ф. Ланга январь 1954 — «Волна преступности» А. де Тота август 1954 — «Человеческое желание» Ф. Ланга февраль 1955 — «Большой ансамбль» Дж. Льюиса май 1955 — «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича август 1955 — «История в Феникс-сити» Ф. Карлсона сентябрь 1955 — «Поцелуй убийцы» Стэнли Кубрика октябрь 1955 — «Часы отчаяния» У. Уайлера ноябрь 1955 — «Большой нож» Р. Олдрича февраль 1956 — «Оттенок алого» Аллана Двона и «План преступления» Марка Стивенса март 1956 — «Пожалуйста, убей меня» Питера Годфри май 1956 — «Пока город спит» Ф. Ланга, «Убийство» С. Кубрика и «Тем тяжелее падение» М. Робсона сентябрь 1956 — «За пределами разумного сомнения» Ф. Ланга декабрь 1956 — «Не тот человек» А. Хичкока январь 1957 — «Сумерки» Ж. Турнёра июнь 1957 — «Взломщик» Пола Уэндкоса и «Сладкий запах успеха» Александра Маккендрика май 1958 — «Печать зла» О. Уэллса июнь 1958 — «Линейка» Дона Сигела октябрь 1958 — «Девушка с вечеринки» Н. Рэя декабрь 1958 — «Убийство по контракту» Ирвинга Лернера октябрь 1959 — «Ставки на завтра» Р. Уайза и «Кровавое кимоно» С. Фуллера Фильмы других стран, снятые в нуаровой стилистике Жирным выделены фильмы, снятые с участием американцев и часто относимые к классическому нуару «Пепе ле Моко» Жюльена Дювивье (1936) «Одержимость» Лукино Висконти (1943) «Ворон» Анри-Жоржа Клузо (1943) «Выбывший из игры» Кэрола Рида (1947) «Третий человек» Кэрола Рида (1949) «Бездомный пёс» Акиры Куросавы (1949) «Ночь и город» Жюля Дассена (1950) «Потерянный» Петера Лорре (1951) «Не тронь добычу» Жака Беккера (1954) «Мужские разборки» Жюля Дассена (1955) «Боб — прожигатель жизни» Жана-Пьера Мельвиля (1955) «Дьяволицы» Анри-Жоржа Клузо (1954) «Лифт на эшафот» Луи Маля (1957) «Загнанный волк» Ясудзо Масумуры (1960) «На ярком солнце» Рене Клемана (1960) «Стреляйте в пианиста» Франсуа Трюффо (1960)

Теги других блогов: голливуд нуар кинематография