Образовательная программа (6 лекций) ведущих искусствоведов и художественных критиков «Оживающие предметы и запретные фантазии»
1. Public talk: Ян Шванкмайер, Натали Юрберг, Ханс Берг
2. Мария Терещенко. Язык анимации и его дешифровка
3. Антон Долин. Кукольный театр реальности. Нарушение границ в кинематографе Яна Шванкмайера
4. Людмила Бредихина. Натали Юрберг: потерянный рай, или Миф о гендере
5. Ирина Кулик. Игра в куклы
6. Андрей Ерофеев и Юлия Лидерман. Искусство и этика.
Анимационные фильмы Яна Шванкмайера и Натали Юрберг завораживают, шокируя своей неподдельной прямотой, жесткостью и меткостью высказывания. Кажущаяся на первый взгляд абсурдность происходящего на экране вызывает в памяти классиков сюрреализма. Шванкмайеру ближе загадочность и предметность произведений Рене Магритта, нежели провокационная демонстративность работ Сальвадора Дали. Натали Юрберг говорит о запретном и табуированном, используя поэтику детских мультфильмов. О значении оживающих предметов повседневности в фильмах чешского классика и анимированных животных в работах шведской художницы можно будет узнать на лекциях в рамках образовательной программы.
1. Public talk: Ян Шванкмайер, Натали Юрберг, Ханс Берг
Принадлежа разным поколениям и художественным школам, Ян Шванкмайер и Натали Юрберг объединены пространством Центра «Гараж» не случайно. Несмотря на очевидное различие представленных проектов, в их искусстве есть много общего: апология абсурда, использование творческих приемов сюрреализма, интерес к подсознательным, скрытым сторонам человеческих желаний. Что сближает и одновременно делает различными художественные практики этих авторов?
2. Мария Терещенко. Язык анимации и его дешифровка
Разнообразие анимационных техник, которые используют современные художники, с трудом поддается анализу. От рисованного кино до игольчатого экрана, от компьютерной CGI-графики до фризлайта, от резьбы по дереву до одушевления сыпучих материалов. Каждая из них имеет свои особенные возможности, средства выразительности, границы и «диапазон заразительности». Мария Терещенко, специалист по анимационному кино и программный директор «Большого фестиваля мультфильмов», расскажет о семантике различных анимационных техник, уделив особое внимание пластилиновой мультипликации.
3. Антон Долин. Кукольный театр реальности. Нарушение границ в кинематографе Яна Шванкмайера
Теоретик и практик «второй волны» сюрреализма, Ян Шванкмайер всегда был чужим в мире кинематографа. Не разделяя иллюзии ровесников Пражской весны, он был свободен от их эйфории. Шванкмайер оживлял камни и древесину, разговаривал с предметами и заклинал стихии, освобождал марионеток от кукловодов – и заставлял зрителей почувствовать себя марионетками. Последователь Арчимбольдо, Кэрролла и маркиза де Сада, кукольных дел мастер нарушил границы жанра и формата, пренебрег направлениями и школами. О том, как формировался его удивительный дар и какая философия скрыта за его бессловесными образами, в своей лекции расскажет исследователь фильмов Яна Шванкмайера, кинокритик Антон Долин.
4. Людмила Бредихина. Натали Юрберг: потерянный рай, или Миф о гендере
Используя пластилиновые куклы и технику покадровой анимации, Натали Юрберг создает яркий и устрашающий мир, где сочетаются мифы, волшебные сказки, социальные ритуалы и гендерные стереотипы. Детскость формы оказывается ловушкой. Этот мир населен завораживающими, условно телесными, но чудовищно физиологичными существами.
Он наполнен страстями, перверсиями, травмами и желанием избавиться от них. Здесь нет места невинности, потому что нет места морали. Под психопатически бодрую музыку Ханса Берга безудержная фантазия уживается здесь с жестокой реальностью мира, унижение со стойкостью, маскарад с обнаженностью, кошмар с шуткой.
5. Ирина Кулик. Игра в куклы
Анимационные фильмы Яна Шванкмайера читаются на пересечении двух контекстов: старинной традиции театра марионеток и современного искусства, еще с начала ХХ века одержимого всевозможными подобиями человека. От манекенов де Кирико и сюрреалистов до гиперреалистических скульптур Рона Мьюика, от «Кукол» Ханса Беллмера до муляжей, протезов и масок Синди Шерман, от механоморфной «Невесты» Марселя Дюшана до аватаров net art – современное искусство стремится дать определение человека методом «от противного», перебирая всевозможные близкие, но ложные его подобия.
6. Андрей Ерофеев и Юлия Лидерман. Искусство и этика
Произведения Натали Юрберг и Яна Шванкмайера шокируют жестокими сценами и болезненными фантазиями. Повествуя о границах моральных норм, искусство этих авторов весьма далеко выходит за пределы допустимых нравственных преград. Даже не каждый взрослый способен с легкостью принять этот эпатаж. Зачем и кому всё это нужно? Почему художник должен быть «неэтичным»?